Архитектура

Краткая история сицилийской архитектуры и гид по традиционным фермерским домам Сицилии и ее малых островов

Перепутье народов и культур на протяжении веков, Сицилия – это пример всей средиземноморской архитектуры с 1500 г. до н. э. С античности, когда Сицилия была могущественной колонией Древней Греции, до трех главных стилистических направлений, которые с конца эпохи Западной римской Цивилизации, достигли большой важности и являются гордостью и причиной интереса к архитектуре острова: арабо-норманнский, барокко и архитектура XIX и XX веков.

Античность

Удивительные останки античной архитектуры на Сицилии подтверждают центральную роль острова в древнюю эпоху, благодаря своему стратегическому расположению в Средиземном море и своей богатой агрокультуре. Самая важная археологическая база – это, без сомнения, Долина Храмов в Агридженто, один из самых посещаемых в мире объектов ЮНЕСКО. Интересны и храмы Седжесты и Селинунте, а также многочисленные археологические базы финикийской эпохи (1600 г. до н. э.), как в Моция и греко-римские в Тиндари, Таормине и Сиракузе. Последний, с момента основания в 734 г. до н. э. был самым большим, населенным и цветущим городом Древней Греции, известный как родина самого знаменитого ученого античности – Архимеда.
Но Сицилия сберегла также прекрасную жемчужину сельской архитектуры эпохи римлян – Виллу дель Казале в Пьяцца Армерина. Эта прекрасная вилла была местом отдыха одной аристократической семьи, которая оставила красивейший памятник повседневной жизни былых времен – изысканные мозаики удивительной красоты.

Арабо-норманнский стиль

Так называемый «арабо-норманнский стиль» – это результат исторического и культурного слияния, уникального в своем роде, которое произошло на Сицилии в первые века второго тысячелетия, когда норманны вторглись на остров, где в то время царил арабский эмират. После завоевания норманны берут бразды правления в свои руки, но не уничтожают арабскую цивилизацию, а очарованные такой изысканной культурой, изменяют своему традиционному вкусу и стилю, даря жизнь одному из необыкновенных периодов в истории острова и Средиземноморья.
Это были золотые годы Палермо, от правления Рожера Отвиля (1091 г.) до падения Фридриха II Гогенштауфена, так называемый «Stupor Mundi» (диковина мира), обогащается такими шедеврами, как Кафедральный Собор в Монреале, Собор в Чефалу, церковь Сан-Джованни-дельи-Эремити, здания Зиса и Куба, прекрасный норманнский дворец с капеллой Палатина и Великолепный Кафедральный Собор, где до сегодняшних дней хранятся реликвии императора Фридриха II Швабского, который с Сицилии управлял империей, что распростерлась от Рено до Иерусалима. Райские сады, плоды высоких технологий орошения того времени, окружали столицу роскошными объятиями пальм и цитрусовых. Византийское влияние, арабское и готическое нашли свое место в уникальном стилическом эксперименте, символе двора и культурного расцвета, что поднимал статус сицилийской столицы в Европе, благодаря блеску, который был сравним только с Кордовой, Византией и Багдадом. Это была Сицилия рыцарей, халифов, сарацинов и «Тысячи и одной ночи». Порт Палермо один насчитывал больше коммерческих обменов, чем вся Англия. Эта эпоха неожиданно закончилась с убийством Конрада Швабского на рыночной площади в Неаполе (1268 г.) и вторжением анжуйцев, что означало начало сицилийского сопротивления «Вечерни» и конец ее автономии и влиянии на Средиземном море.

Сицилийское барокко

Проходят четыре века со времен Гогенштауфенов, прежде чем Сицилия снова становится интернациональным культурным центром, который диктует новые стили и тенденции. Это конец XVII века, и дает начало этой новой эпохе катастрофическое событие чудовищных размеров: землетрясение в Валь-ди-Ното 1693 года, которое сравняло с землей все города юго-востока Сицилии от Ното до Катании.
Это был конец темного периода для всей Европы, конец войнам и неурожаям, но также начало «просвещения». На заре нового века Сицилия предстала как испанское вице-королевство, чья Мадридская корона присвоила острову особенную автономию, к которой он всегда так стремился. Уже в это время Сицилия была кладезем богатств, накопленных в течение веков, благодаря многочисленным аристократическим семьям, проживающим здесь.
Новаторский прорыв в области строительства был совершен благодаря старинной и очень состоятельной аристократии, что дала волю самым радикальным и крупным операциям с недвижимостью XVIII века, которые прошли под знаком роскоши и пышного убранства. Результат был шедеврален: перестройка Ното, Рагузы, Модики и Катании, это был самый значимый момент в истории искусства XVIII века. Даже меньшие города, такие как Испика, Шикли и Палаццоло Акрейде были перестроены по новым пышным архитектурным канонам. Волна дошла до Палермо, который был приукрашен, дабы не отставать, в то время как в ближайшем пригороде Багера все вырастали новые прекрасные виллы. Впечатляет своеобразная вилла Палагония, называемая виллой монстров, потому что декорирована сотней мрачных статуй.
В реконструкции были вовлечены лучшие архитекторы эпохи, такие как Ваккарини и Гальярди. Барокко был идеален по своим стилическим качествам и способности покорять зрителя. Декорированные фасады церквей и аристократических зданий, светотени и скульптуры, чудовищные маски и статуи святых, балконы из камня и кованого железа, лепнина и фрески интерьеров, элегантные сады и замысловатые лестницы были лишь некоторыми элементами этого роскошного и удивительного стиля, символа могущественной и своеобразной аристократии.
Влияние сицилийского барокко перекинулось за океан. Его использовали как модель для строительства колониальных городов в Бразилии и США. На сегодняшний день Валь-ди-Ното – это территория, защищенная ЮНЕСКО, как культурное наследие человечества.

Сицилийская архитектура XIX и XX веков: Эклектизм и Либерти

Этот раздел истории сицилийской архитектуры, без сомнения, наименее известный и основан на предшествующем опыте, но он отображает инновационный дух, с которым Сицилия предстает перед индустриальной эпохой модернизации. Уже в первой половине XIX века на острове утверждается стиль, создающий различные тенденции и влияния: элементы неоклассицизма, переоценка помпейского стиля, барокко и поздние 1700 года, склонность к восточному стилю вместе с англо-саксонским. Этому смешению, символу образованного и светского двора, дают имя «эклектизм». Самый наглядный архитектурный пример – это изысканная Палаццина Чинезе, расположенная в Парке Фаворита, чье строительство началось по распоряжения Федерико Бурбона и его жены Марии Каролины в 1799 году.
В то время Сицилия была популярна среди французской аристократии, эмигрировавшей из своей страны, купцов и адмиралов из Англии, испанской аристократии. Они приобретали прекрасные дома и произведения искусства. Сицилия придерживалась реакционной политики, но была открыта новым тенденциям в искусстве и нравах.
Новый расцвет и, возможно, последний в своей истории происходит на Сицилии на стыке XIX и XX веков. На волне энтузиазма среди сицилийской буржуазии, возникшей благодаря воссоединению Италии и падению Бурбонов, на острове заметны значительные культурные сдвиги. Благодаря таким буржуазным семьям как Флорио, Уитейкер, Сандрон, Дукрот и Базиле, обновляются города и приобретают более современную индивидуальность и оптимистический настрой. Это эпоха бульваров либерти, как виале делла Либерта в Палермо, оперных театров, среди которых выделяется театр Массимо в Палермо, работа Джан Батиста и сына Эрнесто Базиле, вилл и зданий, как в Монделло, где главенствует Чарлестон – идеальный пример сицилийского либерти.
Разочарование от объедения, которым не смогли управлять должным образом, войн и фашизма повергли Сицилию в состояние бедности и оцепенения, от которого остров еще не полностью оправился. Во второй половине XX века не наблюдается множество примеров хорошей архитектуры, а лишь некоторые, среди которых реставрация музея Палаццо Абателис (здание XV века, полуразрушенное в период второй мировой войны) возглавленная венецианским архитектором Карло Скарпа и сюрреалистичная Джибеллина Нуова, развалины античного поселка, который сравняло с землей землетрясение 1968 года в Беличе. Проект Джибеллина вовлек десятки самых известных архитекторов и художников того времени, среди которых были Франческо Венеция, Пьетро Консагра, Алессандро Мендини. Этот музей современного искусства под открытым небом, к сожалению, кажется лишь мечтательным проектом, слишком далеким от потребностей этого места и жертв землетрясения, в отличие от реконструкции Валь-ди-Ното два с половиной столетия назад. Этот пример остается эмблемой провала современного видения градостроительства, даже если оно было воодушевлено благими намерениями. Увенчанием этого единственного современного археологического парка стала работа Альбето Бурри, что почти символизирует победу современности над руинами истории, навсегда похоронившая город Джибеллина Веккия под слоем цемента.

Архитектура зданий и сооружений

Плодородные сицилийские земли обрабатывались еще с давних времен: оливковые деревья, виноградники и прежде всего зерно, остров даже называли «зернохранилищем Рима». Около тысячного года арабы, эксперты в системе подачи воды, начали выращивать здесь цитрусовые.

Бальо и массерия
Рядом с обрабатываемыми полями на протяжении веков возводились так называемые «массерии» – структуры различных размеров и типов, внутри которых хранилась и обрабатывалась сельскохозяйственная продукция, и где иногда жили крестьяне.
В больших поместьях и в зонах наиболее отдаленных массерии были почти как крепости с небольшим числом дверей и окон, но с хранилищами, хлевом и жилыми комнатами, которые выходили на внутренний двор, называемый «бальо».
Часто внутри таких массерий или рядом возвышались и хозяйские дома, обитаемые землевладельцами в период сбора урожая или летом.

Пальменто
В зонах виноградников и виноделен наиболее традиционное сельскохозяйственное строение – пальменто, большое помещение, где производилось вино путем давления винограда во встроенных емкостях, расположенных на разных уровнях, с помощью традиционных деревянных тисков.

Дома на островах
Малые острова, окружающие Сицилию с их рыболовными и торговыми портами, были всегда любимы народами средиземноморья. Архитектура свидетельствует о влиянии и культурном обмене с Грецией и Северной Африкой, которое особенно заметно в эолийских домах и даммузи на Пантеллерии.

Эолийские дома
Семь островов вулканического происхождения входят в состав архипелага, дома на котором охарактеризованы кубической и квадратной формой и выкрашены в белый. Расположенные на солнечных склонах, где не может не хватать тенистого деревянного навеса, поддерживаемого колоннами. Даже потолок в комнатах украшен деревянными балками, которые снаружи также выкрашены в белый.

Даммузи на Пантеллерии
Дома на Пантеллерии, называемые «даммузи», прекрасно подходят для сухого и жаркого климата острова. Толстые стены выполнены из местного вулканического камня, крыша имеет купольную, полукруглую форму и отделаны снаружи водонепроницаемым материалом. Каменные блоки во внешних стенах объединяют дома с окружающим пейзажем этого острова, известного как «черная жемчужина» Средиземного моря.

Прибрежные башни
Многочисленные и гордые возвышаются прибрежные башни от одного до другого мыса Сицилии. Эти живописные сооружения возводились между 1200 и 1800 гг. в эпоху расширения Османской Империи, когда сарацинские пираты с Севера Африки опустошали берега южной Италии и Испании. Задачей башен было наблюдение за вражескими кораблями и передача сигнала другим башням: дым днем и огонь ночью. При максимальной готовности эти башни могли дать сигналы по всему периметру острова в течение одного дня.
Расположенные на мысах у заливов, на маленьких островах близ берега или в устьях рек на расстоянии 10-30 км друг от друга, эти башни были трех типов: квадратные, в форме цилиндра и усеченного конуса. Внутри располагались на одном этаже и имели арочный вход. Здесь должен был находиться продовольственный склад для охранявших ее солдат и хлев для лошадей. У башен было мало окон, они были маленькие и узкие, вход совершался по средствам канатной лестницы или подъемного моста. У них строгий воинственный вид и фасад, выходивший на море, будучи наиболее подвергнутый риску, не имел ни окон, ни дверей.
Среди самых красивых наблюдательных башен можно отметить башню Манфрия, Торре Муцца дель Маркезе ди Поллина и ту, что находится на острове Изола делле Феммине.

Тоннары
Близкое, но часто конфликтное отношение сицилийцев с морем находит свое глубокое отражение в тоннарах, строениях, что свидетельствуют о тысячелетней морской экономике средиземноморья. Ловля тунца, введенная на Сицилии арабами около 1000 г., имеет мрачное название латинского происхождения – «забой», происходит от кровавой жестокости в отношении пойманного тунца. Это длилось вплоть до зари индустриальной эпохи и было самой важной отраслью сицилийской экономики. Процесс забоя тунца сопровождается тысячелетним ритуалом под командованием Раиса. Выловленный тунец отвозился на тоннары, где обрабатывался, и изготавливались конечные продукты – боттарги или тунец под оливковым маслом (внедрен предпринимателями Флорио в 1800-х годах).
Став со временем менее прибыльной, ловля средиземноморского тунца прекратилась, но оставила после себя архитектурное наследие в виде тоннар. Они присутствуют в основном в провинции Трапани, Палермо, Мессины и Рагузы. Многие не дошли до наших дней, пав жертвами невнимания и халатности, но от Фавиньяны до Капо Пассеро побережье все еще украшено этими прекрасными строениями, которым стараются придать значимость, которой они заслуживают.


Этот сайт использует технические и профильные cookie-файлы. Для подробной информации нажмите здесь. Если Вы нажмете на любой элемент этой страницы, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.